Проект «Альбатрос»

1

Цель поекта «Альбатрос» заключается в создании уникального самолета-планера с электрической силовой установкой и солнечными модулями в качестве источника энергии для беспосадочного кругосветного полёта на расстояние порядка 35 тыс. км, который планируется осуществить за рекордные для данного типа самолетов 120-150 часов над территорией Австралии, Новой Зеландии, Чили, Аргентины, Бразилии и Южной Африки. 80% полета будет проходить над акваториями Тихого, Атлантического и Индийского океанов. При этом высота полета также будет рекордной – до 16 км, а скорость до 300 км/ч. Таким образом, планируется побить сразу несколько действующих рекордов в авиации, как национальных, так и международных.

Авторы проекта «Альбатрос» планируют совершить в 2020 году первый в мире беспосадочный кругосветный полет на энергии солнца. Для постройки самолета уже создана первая в мире летающая лаборатория в области фотовольтаики — метода выработки электроэнергии путем использования солнечных элементов для преобразования солнечной энергии в электрическую. В работе задействована компания «Товарищество энергетических и электромобильных проектов» (сокращённо – ТЭЭМП), являющаяся резидентом фонда «Сколково».

Летающая лаборатория создана на платформе самолета Stemme S12 и имеет следующие характеристики:

  • максимальная взлетная масса — 900 кг;
  • размах крыльев — 25 м;
  • площадь крыльев — 19,95 кв метров;
  • максимальная скорость — 259 км/ч.

Гибкие солнечные модули с КПД больше 22% способны улавливать как прямой, так и отраженный солнечный свет.  Именно такими модулями оснащена летающая лаборатория. Кроме того, проводятся испытания высокоэффективных гибридных накопителей энергии на основе литий-ионных аккумуляторов и суперконденсаторов «ТЭЭМП».

Гибкие солнечные модули установлены на верхней и нижней поверхностях крыла, крышках шасси и верхней части фюзеляжа летающей лаборатории. На воздушном судне также размещен суперконденсаторный накопитель энергии, который защищает  литий-ионные аккумуляторы от повышенных нагрузок, преждевременного износа и теплового разгона. В качестве тестового потребителя в кокпите установлен электрический обогреватель, который позволяет поддерживать комфортную температуру внутри самолета при длительных полетах на больших высотах.

Успешная реализация проекта станет стимулом для развития новой авиации, основанной на электрических системах движения. Разработанные в ходе проекта технологии позволят создать, в том числе, автономные летательные аппараты («атмосферные спутники»). Они могут применяться для организации сетей связи, высококачественной съемки земной поверхности, мониторинга лесов, сельскохозяйственных земель, трубопроводных систем и других объектов инфраструктуры.

 

План реализации проекта предусматривает три основных этапа:

1 этап — создание высотной летающей лаборатории для испытаний энергоустановки на солнечных модулях и суперконденсаторах;

2 этап —  разработка и строительство самого летательного аппарата на основе опыта и технологий, отработанных в летающей лаборатории;

3 этап — полет самолета вокруг Земли на энергии солнца (ориентировочно в 2020 г).

 

Проект впервые был анонсирован Председателем совета директоров ГК «Ренова» В.Вексельбергом в 2017 г. на очередном заседании Попечительского совета ВОО «Русское географическое общество» в присутствии Президента Российской Федерации В.В.Путина.

Авторами проекта являются Председатель совета директоров АО «Ротек» Михаил Лифшиц и путешественник Федор Конюхов.

2

3

В задачи лаборатории входит сбор научных данных в реальных климатических условиях (температура, давление, влажность) различных высот и местности. Эти сведения будут использованы для организации беспосадочного полета вокруг Земли на энергии Солнца.

Во время тестовых полетов такой самолет-лаборатория проводит анализ работы солнечных модулей в различных климатических зонах России. В настоящее время, по словам Михаила Лифшица, идет серия летных испытаний. В частности, полеты проходят на аэродроме Северка (Московская область), планируются перелеты из Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Приэльбрусья, Ставропольского края. Эти данные будут учитываться при составлении маршрута беспосадочного кругосветного полета.

«Первый этап проекта — разработка лаборатории — был важен, так как сегодня есть опыт работы с разной фотовольтаикой, но в наземных условиях. Но как будут вести себя солнечные модули на разных широтах, в разное время суток — на эти вопросы нет системного ответа. Поэтому мы разработали лабораторию. И это уникальный проект, таких исследований еще никто не проводил», — сказал Михаил Лифшиц.

На втором этапе проекта будет разработан самолет большего размера. Беспосадочный полет вокруг Земли планируется выполнить за пять-шесть дней, то есть примерно за 150 часов. Маршрут повторит путь кругосветного полета.

4

Видео: 

Comments are closed.